Эта профессия была ее мечтой с детства. Марина росла болезненным ребенком, и длительное время лежала в больнице. Там ее впечатлили своей добротой медсестры, и девочка решила, что в будущем непременно будет лечить людей. В роду медработников не было. Но с Марины, похоже, началась династия: племянница с мужем – врачи, а дочь учится в Томском государственном медицинском университете на провизора. О профессии мечты Марина Геннадьевна рассказала в интервью «ТЖ»:
– Вы не сразу пришли в профессию. Как это было?
– Так получилось, что после школы выучилась на кондитера, потом – на оператора связи. Поработала год в почтовом отделении №2 Куйбышева. Однако тяга к медицине победила, и в 1993 году окончила Куйбышевское медучилище. Первые полтора года проработала в межрайонном наркологическом диспансере. Затем пришла на скорую.
– Почему именно скорая помощь?
– Потому что здесь жизнь такая, какая она есть. Не в моем характере сидеть на одном месте. А здесь каждый день – новые люди, общение. Я изначально мечтала работать с людьми, но не с бумагами. Мне нужно общение с пациентом, проводить манипуляции, лечить. Мне важно соприкосновение с человеком, оказание ему помощи. И работа на скорой – далеко не для каждого. Много тех, кто пришел и быстро ушел, когда понял, что что не его работа. А я – счастливый человек, потому что с удовольствием иду на работу, а вечером – домой.
– За 30 лет какой случай запомнился?
– Помню свой первый вызов. Это была бабушка с бронхиальной астмой в девятом квартале. Помню роды, которые приходилось принимать в домашних условиях. Точно не скажу, но 12 или 15 ребятишек я приняла. Сейчас таких вызовов гораздо меньше, потому что женская консультация с ранних сроков ведет беременную, и из сёл госпитализируются перед родами планово. Сегодня могут либо преждевременные роды, либо форс-мажор. Вот в прошлом году 6 апреля в Кондусле с моим коллегой Семеном Михайловичем Ильиным приняли роды. Родилась девочка! Для меня каждый раз рождение человека кажется великим чудом. На родах я всегда с кем-то из коллег, но очень страшно за ход процесса, и когда появляется на свет ребенок, испытываешь невероятную радость!
– В каких случаях выезжают два фельдшера?
– Смотря, какой вызов. Это происходит в случае ДТП, или человек без сознания, или он упал с высоты и так далее. Фельдшера могут снять с вызова и отправить на тяжелый случай, если он находится у пациента, для жизни которого нет угрозы, и все остальные бригады заняты. Потом фельдшер либо возвращается к пациенту, которого оставил, либо перезванивает ему.
– Работа в «скорой» отнимает много сил. Как не перегореть на работе?
– Первые годы всё эмоционально воспринимала, в голове не переставала прокручивать ситуации и дома. Но со временем научилась после смены отключаться от работы.
– Сегодня скорая помощь технически хорошо оснащена. Но ценность специалиста в том, что он без оборудования может диагностировать?
– Кто работает на скорой, практически, всегда правильно диагностирует. Конечно, сегодня в этом очень помогает оборудование. Оно дает больше информации о состоянии пациента. Диагноз ставится на основании жалоб, объективного осмотра и анамнезе болезни пациента. Какой диагноз поставишь, в то отделение и повезешь пациента. И случаев расхождения в нашем диагнозе с заключительным почти нет. Бывают, конечно, клинически сложные случаи, в которых диагноз можно определить только с помощью УЗИ или лаборатории.
– Получается, фельдшер скорой обладает универсальными знаниями?
– Как говорил наш преподаватель в медучилище Николай Акимович Моисеенко, «фельдшер – это мини профессор». И он прав. Фельдшер должен владеть знаниями из всех областей медицины: акушерство, хирургия, терапия, кардиология и так далее.
– Какими качествами должен обладать фельдшер «скорой»?
– Смелость, уверенность в себе, умение разговаривать громко и четко, задавать вопросы по существу, грамотно вести беседу с пациентом. Если ты излучаешь уверенность, и люди соответствующе себя ведут. Никогда не суетится, все действия должны быть оправданными. Надо уметь удалить из комнаты родственников, если они мешают или наоборот, привлечь их, если это нужно, например, перенести пациента. Чаще всего люди относятся с пониманием и помогают.
– У Вас богатый опыт и знания. Вы передаете их молодежи?
– В прошлом году у нас обновился коллектив. Пришло много хорошей молодежи. У меня глаз наметан, и я вижу человека, будет он работать или нет. Мне нравится работать с молодыми коллегами, помогаю советами. Например, советую: если едешь на вызов, где уже знаешь, что будет конфликт, заходи уверенно и громко здоровайся. Иногда людей это обезоруживает и гасит волну негатива.
– Как люди относятся к фельдшеру на вызове?
– Чаще потребительски, как к обслуживающему персоналу. Раньше такого не было. Но я стараюсь гасить конфликт сразу. Здесь надо быть психологом, в этом помогает опыт. Считаю неправильным то, что сегодня можно в соцсетях обсуждать медработников. В один момент, когда закрыли медвытрезвители, мне даже перестало нравиться работать. «Скорую» обязали развозить пьяных по домам. Пьяный человек материт тебя, замахивается, а ты его должен доставить домой или в комнату временного содержания в наркодиспансере. Сейчас мы их не развозим. Если человеку не нужна медпомощь, вызываем полицию и передаем ей. Неправильно сделали то, что закрыли медвытрезвители.
– Что бы посоветовали людям, когда они набирают номер 03?
– Отвечайте четко на вопросы диспетчера. Он не задает лишних вопросов, и поэтому нужно отвечать на них. Диспетчер должен понимать, что с больным, какая ситуация в квартире, в которую он отправляет фельдшера? Мы же по одному заходим в квартиру, и не знаем, что нас там ждет.