Введение единого реестра военнообязанных, вызвало волну спекуляций и слухов, которые активно распространяются и подогреваются в социальных сетях. Глава федеральной Минцифры Максут Шадаев, опроверг слухи и дал исчерпывающие пояснения о цифровом учёте военнообязанных.
Государственная Дума РФ приняла поправки в Проект Федерального закона N 361804-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). Основная суть внесенных изменений: военный учет переведут в цифровой формат, теперь реестр воинского учета будет формироваться военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, написано в тексте поправки.
Глава федерального Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев разъяснил основные вопросы, связанные с введением воинского учета в цифровом формате.
Связаны ли поправки в законодательство о призыве с возобновлением мобилизации?
Максут Шадаев: Прошлой осенью многие смогли на себе ощутить несовершенство системы воинского учёта и призыва. Все мы помним, когда сотрудники ИТ-компании, имевшие право на отсрочку, получали повестки, когда в военкоматах их почему-то не находили в списках, а сами списки спускались мучительно долго (всем нам так точно казалось). Были и те, кого пришлось возвращать уже из воинских частей. Стало понятно, что существующую систему нужно улучшать. Собственно, сейчас и предлагается оптимизировать порядок воинского учёта и призыва на срочную службу.
Я понимаю всю нервозность вокруг этой темы. Но задача на входе следующая — повестки для призыва на срочную службу должны получать те, кого можно призвать, и кто соответствует всем необходимым требованиям. Все, кто не должен получать повестки, не должны их получить.
Хочу также напомнить, что сейчас идёт весенний призыв на срочную службу. Системных проблем с отсрочкой нет. Иногда списки вовремя не доезжают в отдельные военкоматы — такие единичные проблемы решаем в ручном режиме. На практике Указ Президента работает эффективно.
Кто будет делать реестр воинского учёта и когда он будет запущен?
М.Ш: Разработкой реестра занимается Минцифры по заданию Минобороны. Цель — систематизировать сведения о гражданах, стоящих на воинском учёте, и обеспечить их актуализацию в режиме онлайн. С граждан снимается обязанность по информированию военкоматов об изменении своего семейного положения, прописки, места работы, образования и др. (а такая обязанность сейчас в действующем законе предусмотрена).
Работодатель или образовательная организация также будут избавлены от необходимости предоставления целого набора сведений по факту их изменения и смогут перейти на отправку ежегодных отчётов через Госуслуги.
Точные сроки запуска реестра будут определены после принятия закона, но, скорее всего, запустить его в полном объёме можно будет не раньше начала очередного осеннего призыва на срочную службу.
Какую информацию о себе будет видеть пользователь в личном кабинете на портале Госуслуги?
М.Ш: В личном кабинете на Госуслугах каждый пользователь сможет проверить, в каком военкомате он стоит на учёте и есть ли у него право на отсрочку. Если вдруг есть неточности, он всегда сможет прямо через портал подать заявление на исправление ошибок. Само уведомление о том, что выписана повестка, также придёт в личный кабинет на Госуслугах, если только пользователь сам не отключит эту функцию. Уведомления о применении к пользователю каких-то ограничительных мер будут приходить всегда.
Что делать пользователям Госуслуг, имеющим право на отсрочку, если они получат повестку?
М.Ш: Особо подчеркиваю пользователь не должен получить повестку, если подтверждено его право на отсрочку. Его данные будут исключены ещё на этапе формирования списка рассылки. Но если вдруг повестка все же придёт, её можно будет обжаловать на Госуслугах и подтвердить своё право на отсрочку, приложив необходимые документы. Обжаловать можно будет также решения военкоматов об установлении ограничительных мер, постановке на учёт и многое другое. Такие обращения будут рассматриваться в ускоренном упрощённом режиме — в течение 5 дней.
При этом обращение будет рассматриваться не военкомом, а региональной призывной комиссией, которую возглавляет глава субъекта. Со всеми региональными призывными комиссиями Минцифры находится в контакте и будет индивидуально отрабатывать каждое такое обжалование. При этом у граждан также остаётся возможность защищать свои права в судебном порядке.
Автоматическая постановка на воинский учёт как будет работать?
М.Ш: В случае, если гражданин достиг определенного возраста, только недавно получил гражданство или сменил место жительства, ему не надо будет идти в военкомат, чтобы встать на учёт. Законопроектом предусмотрена автоматическая постановка на воинский учёт без необходимости очной явки.
После фиксации принятого решения в реестре информация о том, когда и где он поставлен на учёт, появится у пользователя в личном кабинете на Госуслугах. От пользователя потребуется только отследить изменения на портале и, если вдруг данные не обновятся, написать запрос.
Как Минцифры поддерживает ИТ- сотрудников, имеющих право на отсрочку?
М.Ш: По-прежнему будем помогать отстаивать сотрудников, имеющих право на отсрочку, всеми доступными нам средствами. Радует, что благодаря тесному взаимодействию с Минобороны проблемных случаев стало значительно меньше. А в результате создания реестра их количество будет сведено к нулю.