Общество

Валентина Леонова: «Наша миссия — служить для детей примером»

Кратко

Средняя общеобразовательная школа №6 по праву входит в число лидеров системы образования Куйбышевского района. Мощная материально-техническая база, талантливый, профессиональный и дружный педагогический коллектив являются залогом успешного развития школы и того, насколько комфортно в ней чувствуют себя дети.

Фото из личного архива В.А. Леоновой

Средняя общеобразовательная школа №6 по праву входит в число лидеров системы образования Куйбышевского района. Мощная материально-техническая база, талантливый, профессиональный и дружный педагогический коллектив являются залогом успешного развития школы и того, насколько комфортно в ней чувствуют себя дети.

О тонкостях современной педагогики в реалиях нашего времени мы поговорили с заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы №6 Валентиной Анатольевной Леоновой.

— Валентина Анатольевна, изменился ли облик среднестатистического ученика за последние годы? И если да, то насколько кардинально?

— Конечно, время не стоит на месте, и наши дети идут в ногу с ним. Дети растут, развиваются, а вместе с ними меняемся и мы. Настоящий учитель всегда идет с детьми рядом, он знает, чем ребенок «дышит», что ему интересно, о чем он думает. О чем мечтает… Многое изменилось.

Например, профессиональные предпочтения подрастающего поколения. Мальчишки раньше поголовно мечтали стать полицейскими, пожарными, летчиками, а сегодня многие хотят блистать на сцене, стать популярными блогерами, или даже моделями. Девочки, наоборот, все чаще выбирают исконно мужские профессии, хотят работать в полиции, МЧС, идут даже в сельское хозяйство.

Хорошо это или плохо? Трудно сказать, но дети всегда дети, и наша задача остается неизменной — помогать и поддерживать их в стремлении к развитию, растить будущие поколения достойными, здоровыми физически и морально.

— В ногу со временем идет и ваша школа. Что сегодня она может предложить своим ученикам?

— Школа по всем параметрам современная: в каждом классе есть оргтехника, компьютеры, мультимедийное оборудование. Все, что необходимо для полноценной работы в современных условиях. Второй год у нас работает центр «Точка роста», где занимаются с ребятами и учителя, и педагоги дополнительного образования, результат чувствуется. Красивые комфортные условия, новое оборудование, приобщение к современной технике.

У нас работает много общественных объединений: актив Российского движения школьников, юнармейский отряд «Патриот», экологический отряд, волонтерский отряд. Все это предоставляет ребенку широкий спектр возможностей для самореализации. Есть и для родителей так называемый клуб выходного дня, по субботам. Родители вместе с детьми могут прийти, поиграть в подвижные игры, проводятся даже турниры. К нам приезжают из Барабинска, из сел района на товарищеские встречи.

— У прогресса есть и темные стороны: ТикТок, электронные гаджеты, теперь вот курение вейпов, которое уже превратилось в проблему для больших городов. Есть ли у нас эта беда, и как с ней бороться?

— Не покривлю душой, если скажу, что у нас нет таких вопиющих случаев, и эта проблема не стоит остро. У нас очень мощная профилактическая работа проводится на всех этапах. Не только классный руководитель, педагог, психолог, социальный работник, а вообще каждый учитель-предметник работает с детьми. Я считаю, что учитель-предметник — это одно из главных действующих лиц в воспитательном процессе. Ведь насколько бы не менялся престиж профессии учителя, отношение к нему в обществе, но факт остается фактом: дети проводят большую часть времени именно рядом с учителем.

— Учительская профессия как-то само собой стала считаться женским делом, но, наверное, школе всегда не хватает мужской руки. Меняется ли эта тенденция сегодня?

— К счастью, да. Сегодня больше мужчин вовлекается в педагогическую работу. Ведь это как и в семье: одна мама не может в одиночку воспитать в ребенке полноценную личность. Нужна и мужская рука, мужской взгляд. В нашем коллективе на сегодняшний день есть шесть учителей-мужчин, и хоть женская составляющая в коллективе все равно доминирует, но тенденция позитивная есть. Все должно быть гармонично, взаимодополняемо. Женщина задает назидательный тон, мужчина больше воспитывает на примере, на личном авторитете…

— Иногда самые важные вопросы задают не родителям, а именно учителю, ведь не все можно спросить у мамы. Но все же роль самих родителей в воспитательном процессе не менее важна, или это тоже претерпело изменения?

— Я за весь свой стаж работы не сталкивалась с примерами, когда родители полностью самоустраняются из этого процесса, хотя проблема, конечно, существует. Многое все же зависит от педагога, от того, как он настроит взаимоотношения с детьми и родителями. Ведь по отношению детей к своим педагогам, классным руководителям, родители всегда видят, что ты для них делаешь.

Ребенок чувствует тонко любую фальшь и неискренность, чувствует, когда он тебе не нужен и не интересен.

И он никогда не станет обманывать: если педагог заслужил его доверие — он непременно это покажет своим отношением.

Роль родителей, конечно же, велика. Особенно в начальной школе. Родители в это период очень сильно заинтересованы в образовании и воспитании своих детей, в том, чем они занимаются в плане выступлений на мероприятиях, какие секции и кружки они посещают, вносят свою весомую лепту в классный коллектив, участвуют в жизни школы через родительские комитеты. Однако чем старше ребенок, тем более этот интерес порой угасает. Конечно, не всегда, но такое случается.

Сотрудничество и, я бы даже сказала, сотворчество между родителями и учителями должно быть полноценным. И, как правило, у нас это есть — все вопросы мы решаем совместными усилиями.

— Всегда были споры о том, стоит ли учиться в школе 11 классов, или достаточно окончить 9 и пойти получать профессиональное образование. Что вы об этом думаете?

— Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Многое опять же зависит от родителей. Не секрет, что обучение в вузах не каждая семья может себе позволить по материальным соображениям, поэтому… Все индивидуально. Но и от желания самого ребенка, от его целеустремленности тоже зависит многое. Я не вижу ничего дурного в том, чтобы ребенок, окончив 9 классов, сначала получил рабочую профессию, осознал себя, и уже потом принял самостоятельное, взвешенное решение о том, хочет ли он пойти дальше, получить высшее образование.

— Работа учителя — это большая нагрузка и огромная ответственность. Ни разу не посещала мысль сменить род деятельности, попробовать себя в другой сфере?

— Нет, не посещала. Я просто не представляю себя в другой роли, ведь профессию свою выбирала сознательно и, не кривя душой, могу сказать, что люблю эту работу. Тем более что наша профессия предполагает разносторонне развитие и дает для него много возможностей, хоть и забирает практически все твое время. Но это как раз то самое вложение, которое оправдывается стократно.

— О главной миссии педагога всегда было много споров. На ваш взгляд, в чем все же она заключается?

— Самое важное — это быть примером для детей. Во всем. Есть ведь разные семьи, ребенок не выбирает, где ему родиться. У кого-то все прекрасно, папа и мама успешные люди, которые являются авторитетом для своих чад. Но есть такие ребятишки, которые просто не видят перед собой хорошего примера.

Мне никогда не нравилась фраза о том, что все идет из семьи. Даже если семья в чем-то неблагополучна, это не должно быть приговором для ребенка. Учитель в таких ситуациях как раз и может, и обязан протянуть ребенку «соломинку», за которую тот ухватится, которая поможет преодолеть жизненные трудности, стать лучше, увидеть хорошую альтернативу.

Сегодня в школе ребенка учат практически всему: от культуры поведения – до элементарных бытовых навыков. Так что миссия у нас очень серьезная. Если учитель, классный руководитель действительно заинтересован в будущем ребенка, помогает ему самореализоваться, то тогда он действительно «несет разумное, доброе, светлое» в этот мир, делает его чуточку лучше.

Для справки. Леонова Валентина Анатольевна, учитель начальных классов, классный руководитель со стажем, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Имеет опыт работы в сельской школе, в Доме детского творчества педагогом дополнительного образования. Общий педагогический стаж — более 20 лет.

Образование высшее: окончила педагогический колледж и педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования, учитель начальных классов». Неоднократно повышала квалификацию по различным направлениям и методикам педагогической деятельности в ведущих центрах Москвы и Санкт-Петербурга.

В октябре прошлого года представила Новосибирскую область и Куйбышевский район на первом Всероссийском форуме классных руководителей в Москве.

Раздел: Общество
Темы: